БТР Volat V-2 (МЗКТ-690003-021)
Бронетранспортер МЗКТ Volat V-2 (МЗКТ-690003-021) с необитаемым боевым модулем АДУНОК-БМ-30 с 30-мм автоматической пушкой
Бронетранспортер Volat V-2 (с бел. яз.: исполин, великан, богатырь) предназначен для транспортировки личного состава к месту выполнения боевой задачи, его огневой поддержки в бою, защиты от поражения стрелковым оружием и взрывными устройствами, уничтожения сил противника, противотанковых средств, легкобронированной техники и танков, а также малоскоростных воздушных целей противника.

БТР VOLAT V-2 производства ОАО «Минский завод колесных тягачей» c необитаемым боевым модулем АДУНОК-БМ-30, разработанным специалистами ОАО «Конструкторское бюро «Дисплей».
БТР Volat V-2, впервые представленный в 2021 году, на выставке MILEX-2021, является дальнейшей модификацией бронированной боевой машины (ББМ) МЗКТ-490100 Volat V1 2016 года.
Разработка нового БТР велась с 2008 года под шифром «Умка» в содружестве с Российской Федерацией, бывшая РСФСР. Известно, что еще в 2010 году состоялись предварительные переговоры с потенциальными партнёрами из заказчиков, в ходе которых стороны не смогли найти компромисс по некоторым техническим вопросам и на стадии заключения договоров на проведение НИОКР все работы по созданию БТР остановились.
С 2016 года VOLAT (ОАО «Минский завод колёсных тягачей») продолжил проект по созданию нового бронетранспортера своими силами. К 2021 году прототип, который можно было представить на обозрение, уже был готов.
Бронетранспортер «Volat V-2» в компоновке с передним расположением МТО позволяет обеспечить дополнительную защиту БТР в передней проекции, при этом машина имеет уровень баллистической защиты БР4 и защиту от мин по стандарту STANAG 456. Корпус сварной, многослойный с V-образным днищем, обеспечивает защиту от пуль калибром 5.55 и 7.62 мм, а так же подрыв до 7.5 кг тротила под днищем, конструкция внутреннего отсека предусматривает 8 кресел для мотострелков, которые имеют развязку от пола, то есть подвешены к стенкам на амортизирующих креплениях, что повышает защиту ног и позвоночника при наезде на мину или взрывное устройство.
БТР «Volat V2» оснащен в кормовой части аппарелью с дополнительной дверцей, как у многих современных БТР. Данное решение позволяет быстро и безопасно покинуть машину или осуществить погрузку габаритных грузов.
БТР имеет колесную формулу 8х8 с независимой для каждого колеса гидропневматической подвеской, колеса с бескамерными шинами размерностью 14.00R20 обеспечивают движение на спущенных шинах (при повреждении) со скоростью до 25 км/ч.
Мощность силовой дизельной установки с турбонаддувом 550 л/с, производится мотор на предприятии «МАЗ». Двигатель является лицензированным китайским мотором «Weichai» WP13.550, который обеспечивает максимальную скорость по шоссе до 120 км/ч при массе в 22 тонны.
БТР оборудован водомётными движителями, обеспечивающими передвижение по воде со скоростью 10 км/ч.
Бронетранспортер управляется экипажем из 3-х человек: механик-водитель, командир и наводчик-оператор.
Командир и наводчик имеют отдельные места с оборудованием СУО (система управления огнем), которая управляет боевым дистанционно управляемым модулем «АДУНОК» БМ-30 с 30 мм автоматической пушкой и спаренным пулемётом ПКТ калибром 7.62 мм.
СУО современного образца, имеет в составе ТВ канал с тепловизионным прицелом и дальномером. По периметру установлены камеры с широкоугольными объективами, позволяющие наблюдать за обстановкой.
У механика-водителя комфортное место с хорошим обзором, который улучшен набором камер. В наличии автоматическая трансмиссия и полноценный БИУС (боевая информационно-управляющая система), которая выводит данные о состоянии МТО, подвески и других систем машины, а также позволяет производить диагностику важных узлов.
БТР оснащен дизель-генераторной установкой, что при необходимости позволяет ему находится с включенным оборудованием, системой кондиционирования и обогрева, не используя основной двигатель.
Необитаемый боевой модуль АДУНОК-БМ-30
На месте башни установлен новый необитаемый боевой модуль АДУНОК-БМ-30, разработанный специалистами отечественного ОАО «Конструкторское бюро «Дисплей».
Необитаемый боевой модуль АДУНОК-БМ-30 универсален и предназначен для различных существующих и перспективных платформ гусеничного и колесного типа.
Несомненным достоинством боевого модуля, защищенного набором бронепанелей, является размещение всех необходимых агрегатов, включая емкости для боекомплекта, за пределами бронекорпуса базовой машины.
Основание модуля с приводами горизонтального наведения, обеспечивающими его круговое вращение, располагается непосредственно на посадочном месте крыши бронетранспортера.
В центральной части модуля смонтирована автоматическая пушка 2А42 калибра 30 мм с приводами вертикального наведения, позволяющими применять оружие в диапазоне от минус 5° до +75°.
Приводы наведения связаны как с центральной орудийной установкой, так и с 7,62 — мм пулеметом ПКТ, смонтированным справа от основного орудия. Наведение комплекса оружия осуществляется синхронно и на одинаковые углы. Эффективная дальность поражения живой силы достигается на дистанциях до 4 км. Легкобронированная техника может поражаться на дальности до 1 – 1,5 км.
Новый боевой модуль оснащен современной системой управления огнем, основным элементом которой является блок оптико-электронного оборудования отечественного производства.
Внутри защитного корпуса помещаются телевизионная камера, тепловизор и лазерный дальномер, обеспечивающие наблюдение за обстановкой, поиск целей и замер дальности до них, наводку оружия. Наличие тепловизионного канала обеспечивает применение боевого модуля в любое время суток без значительных ограничений по метеоусловиям.
Сигналы с телекамеры и тепловизора выводятся на экран пульта управления. Двухплоскостной стабилизатор, сопряженный с приводами наведения вооружения, обеспечивает сохранение параметров наводки независимо от маневров бронемашины. Расчет поправок наведения оружия обеспечивается цифровым баллистическим вычислителем.
Имея достаточно мощное вооружение, боевой модуль АДУНОК-БМ-30 обладает незначительными весо-габаритными характеристиками. Общая масса изделия с вооружением не превышает 1300 кг.

Тактико-технические характеристики БТР Volat V-2 (МЗКТ-690003-021)
Характеристики | |
---|---|
Колесная формула | 8х8 |
Максимальная скорость, км/ч | 110 |
Максимальная скорость на плаву, км/ч | 10 |
Максимальный преодолеваемый подъем, ° | 31 |
Вертикальное препятствие, м | 0,5 |
Боковой уклон, ° | 35 |
Мин. радиус разворота, м | 12 |
Преодолеваемая траншея, м | 2 |
Емкость топливного бака, л | 2х220 |
Запас хода, км | 1200 |
Диапазон температур, °С | -40…+40 |
Аэротранспортабельность | Ил-76, Ан-124, Ан-22 |
Вооружение | |
Штатный боевой модуль | БМП-2 |
Пушка | 2А42 30-мм авт. с 2-х лент. питанием |
Пулемет | ПКТ 7,62-мм, спаренный с пушкой |
Противотанковые управляемые ракеты | Пусковая установка ПТРК Конкурс-М |
Боекомплект | 500 снар. к пушке 2000 4 ракеты 9М113 к ПТРК |
Весовые параметры | |
Полная масса, кг | 22 000 |
Распределение полной массы по осям, кг На 1-2 оси На 3-4 оси | 11 000 11 000 |
Двигатель | |
Модель | Weichai WP 13.550 |
Число и расположение цилиндров | Р6 |
Мощность | 550 л.с. при 1900 мин |
Крутящий момент | 2300 Нм при 1400 мин |
Коробка передач | |
Тип | Автомат |
Модель | МЗКТ 55613 |
Количество передач | 6 вперед, 1 назад |
Диапазон | 4.4-0.65; R 4.95 |
Раздаточная коробка | |
Двухскоростная | |
Мосты | |
Ведущие, разрезные с центральными редукторами и колесными передачами, межколесные, межосевые блокируемые дифференциалы | |
Рулевое управление | |
Расположение рулевого колеса — слева ГУР 1-ый и 2-ой мост управляемые | |
Тормозная система | |
Дисковые тормоза колодочного типа с пневмогидравлическим приводом, двухконтурная схема | |
Шины | |
14.00R20, протектор повышенной проходимости | |
Корпус | |
Цельносварной, бронированный | |
Колличество мест | |
3+8 | |
Специальное оборудование: | |
бортовая информационно-управляющая система (БИУС-10);автономная система автоматического пожаротушения; система дымоудаления; фильтровентиляционная установка; водооткачивающая система; система видеообзора; лебедка самовытаскивания. |