Нетаньяху присоединился к Совету мира Трампа после переговоров по Турции и Катару
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху согласился войти в Совет мира Трампа после получения гарантий по ограничению роли Турции и Катара в управлении Газой.
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху 21 января объявил о принятии приглашения президента США Дональда Трампа войти в состав «Совета мира» — новой международной организации по урегулированию конфликта в секторе Газа. Решение последовало после пяти дней напряженных переговоров, в ходе которых Израиль добился ограничения роли Турции и Катара в управлении палестинскими территориями.
От конфликта к компромиссу
История присоединения Израиля к Совету мира началась 16 января, когда администрация Трампа объявила о создании организации и включила в Палестинский комитет по Газе представителей Турции и Катара. Ключевым моментом стало то, что Израиль не был заранее уведомлен о таком составе.
Реакция канцелярии Нетаньяху последовала незамедлительно. 17 января был опубликован резкий пресс-релиз, в котором говорилось, что состав Совета «не был согласован с Израилем и противоречит его политике». Премьер-министр поручил министру иностранных дел Гидеону Саару срочно связаться с госсекретарем США Марко Рубио для разъяснения позиции Вашингтона.
Причины израильского недовольства
Недовольство Израиля имело глубокие корни. Турция при президенте Реджепе Тайипе Эрдогане неоднократно обвиняла Израиль в «геноциде» палестинцев и предоставляла убежище лидерам ХАМАС. Глава турецкой дипломатии Хакан Фидан публично критиковал методы Израиля в Газе.
Катар, в свою очередь, был основным посредником в урегулировании конфликта и де-факто покровителем политического крыла ХАМАС. В сентябре 2024 года ВВС Израиля нанесли удар по предполагаемой резиденции движения в Дохе.
Министр национальной безопасности Израиля Итамар Бен-Гвир и министр финансов Бецалель Смотрич открыто поддержали критику Нетаньяху. Смотрич заявил в социальных сетях: «Страны, которые поддерживали жизнь ХАМАС, не могут прийти ему на смену».
Роль спецпосланника Трампа
Ключевую роль в урегулировании конфликта сыграл Стивен Уиткофф — спецпосланник президента Трампа по Ближнему Востоку. В период с 18 по 20 января Уиткофф провел серию телефонных переговоров с Нетаньяху, в ходе которых были достигнуты устные договоренности о рамках участия Турции и Катара в управлении сектором.
21 января Уиткофф прокомментировал достигнутый компромисс: «Я разговаривал с премьер-министром Нетаньяху. Он знает, что присоединение к совету имеет большое значение. Есть определенная напряженность в отношениях Израиля и Турции, а также Катара, мы это знаем. И то, что мы пытаемся сделать, это гарантировать налаживание диалога между этими двумя странами».
Гарантии для Израиля
Выступая в Кнессете, Нетаньяху обозначил ключевые гарантии, полученные от американской стороны:
- Военное невмешательство: «Турецких солдат и катарских солдат в секторе не будет. Турецкие и катарские войска не ступят на территорию Газы».
- Ограничение полномочий: Турция и Катар «не будут иметь ни полномочий, ни реального влияния» в структурах управления Газой. Их роль сведется к консультативному участию.
- Разоружение ХАМАС: Нетаньяху пообещал, что ХАМАС будет разоружен, а Газа — демилитаризована. «Это либо произойдет легким путем, либо трудным», — предупредил премьер.
Стратегические причины согласия
Решение Нетаньяху обусловлено несколькими факторами. Во-первых, сохранение союза с США в момент, когда Израиль критически зависит от американской поддержки. Во-вторых, возможность контроля изнутри — участие в Совете позволяет влиять на решения с позиции инсайдера.
Кроме того, Совет создает институциональные рамки для диалога с Турцией — крупнейшим региональным игроком. И, наконец, отказ от участия означал бы изоляцию Израиля от процесса, определяющего будущее Газы на десятилетия вперед.
Внутриполитические риски
Решение Нетаньяху вызвало противоречивую реакцию внутри Израиля. Ультраправые союзники — министр финансов Бецалель Смотрич и министр национальной безопасности Итамар Бен-Гвир — выступили против сотрудничества с Турцией и Катаром. Их выход из коалиции может стоить Нетаньяху власти.
Лидер оппозиции Яир Лапид обвинил премьера в слабости перед США: «Идеологические партнеры ХАМАСа в Стамбуле и Дохе были приглашены управлять Газой. Нетаньяху либо тайно согласился на это, либо не был поставлен в известность».
Международный состав Совета
К 21 января официально подтвердили участие в Совете мира:
- Венгрия (премьер-министр Виктор Орбан)
- Беларусь (президент Александр Лукашенко)
- Казахстан (президент Касым-Жомарт Токаев)
- Азербайджан (президент Ильхам Алиев)
- Аргентина (президент Хавьер Милей)
- ОАЭ, Марокко, Вьетнам
- Турция (президент Реджеп Тайип Эрдоган)
- Израиль (премьер-министр Биньямин Нетаньяху)
Франция, Германия, Великобритания, Нидерланды и Швеция отклонили приглашение, опасаясь подрыва роли ООН. Россия изучает детали инициативы.
Следующие шаги
22 января в швейцарском Давосе на полях Всемирного экономического форума состоится церемония подписания устава Совета мира. Это событие покажет, насколько серьезной окажется инициатива Трампа — станет ли она реальным инструментом управления послевоенной Газой или останется дипломатической декорацией.
Присоединение Израиля к Совету мира демонстрирует прагматизм Нетаньяху и его готовность идти на тактические уступки ради сохранения стратегического союза с США. Однако долгосрочные последствия этого решения остаются неясными, а внутриполитические риски для израильского премьера продолжают расти.
По данным Reuters, Associated Press и израильских СМИ
Фото: иллюстрация Yonatan Sindel/Flash90